МОУ "БИКБАРДИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"
Программа подготовки дошкольников к обучению в школе в рамках
«Воскресной школы для дошколят»
|
|||
|
Целью подготовительного курса является развитие детей старшего дошкольного возраста, позволяющее им в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы, выравнивание стартовых возможностей будущих школьников и диагностика готовности к обучению в школе. В процессе работы со старшими дошкольниками решаются следующие задачи: - обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием; - снятие психологического стресса перед школой; - развитие любознательности, интеллекта, творческого воображения; - развить умения и навыки, необходимые для занятий в начальной школе; - формирование умения ориентироваться в межличностных отношениях; - провести комплексное диагностирование уровня готовности к школе. Основные принципы работы педагогов при подготовке детей к школе: - учет возрастных индивидуальных особенностей и возможностей ребят; - уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью; - комплексный подход при разработке занятий, их практическая направленность; - систематичность и последовательность занятий; - вариативность содержания и форм проведения занятий; - наглядность, занимательность. Занятия подготовительного курса направлены на то, чтобы научить детей устанавливать закономерности, анализируя образно представленный материал; развить связную речь ребёнка, фонематический слух, наблюдательность, восприятие, моторику руки, некоторые мыслительные операции (анализ-синтез, сравнение, обобщение, классификация); сформировать зрительно-двигательную координацию; совершенствовать уровень владения знаком, то есть кодирование. В ходе занятий учителем проводится диагностика уровня готовности ребёнка к школьному обучению по трём направлениям: психофизиологическое, интеллектуальное и личностное. Психофизиологическое направление предполагает изучение ребёнка с точки зрения: · общего физического развития; · характеристики движений; · моторики руки; · произвольной регуляции действий; · работоспособности, утомляемости. Интеллектуальное направление предполагает изучение ребёнка с точки зрения развития следующих показателей: · круга знаний и представлений об основных предметах и явлениях окружающей действительности; · уровня развития мыслительных операций; · особенностей развития отдельных познавательных психических процессов. Личностное направление предполагает изучение таких характеристик личности, которые позволяли бы ребёнку принимать участие в учебном процессе: · мотивация; · самооценка; · межличностные отношения; · личностные особенности. Результаты диагностик и обследований заносятся в «Психолого-педагогическую карту» (см. Приложение 1). В ходе работы выявляются дети, недостаточно готовые к школьному обучению, а также те, которые нуждаются в дополнительных занятиях, направленных на профилактику школьной дезадаптации и неуспеваемости. Для таких детей составляется индивидуальная программа развития, даются необходимые рекомендации родителям в ходе консультаций. Занятия в «Воскресной школе для дошколят» организуются во втором полугодии учебного года (январь-май) по субботам. Программа рассчитана на 20 недель, 40 занятий. В день проводится по 2 занятия длительностью по 20-25 минут. Одно занятие направлено на развитие речи и фонематического слуха, второе – на развитие первоначальных математических представлений и познавательных психических процессов. Планируется провести два родительских собрания (в январе – знакомство с программой «Воскресной школы», и в мае – результаты диагностики). |
№ п/п | Тема занятий | Количество часов |
1 | Представление о звуках. Различие на слух и при произношении гласных и согласных звуков. | 3 |
2 | Развитие фонематического слуха.Звуковой анализ слов. | 3 |
3 | Выяснение представлений о звуках и буквах. | 2 |
4 | Развитие связной речи:
- правильное употребление слов - разгадывание загадок - пересказ - скороговорки, чистоговорки - стихи, потешки - составление вопросов по картине - составление предложений по картине. |
10
2 1 2 1 1 1 2 |
5 | Развитие моторики руки | На каждом занятии |
6 | Развитие первоначальных математических представлений:
- счёт предметов, сравнение групп предметов и уравнивание по количеству - сравнение предметов по разным признакам (цвет, форма, размер) - геометрические фигуры- пространственные и временные отношения - взаимное расположение предметов - решение простых задач, воспринимаемых на слух. |
11
3 3 1 2 1 1 |
7 | Развитие познавательных психических процессов:
- выявление закономерностей, анализируя образно представленный материал; - мыслительные операции (анализ-синтез, сравнение, обобщение, классификация). |
6
3 3 |
8 | Диагностика готовности к школе:
- психофизиологическая готовность - интеллектуальная; - личностная. |
5 |
НА ГЛАВНУЮ |